Понедельник, 19.11.2018, 12:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Д.И. Ермоловича



Если вы регистрировались
Login:
Пароль:
Категории раздела
Вопросы и ответы [313]
В этой рубрике размещаются вопросы, которые пользователи сайта задают Д.И. Ермоловичу
Дополняем НБРАС [10]
Сюда можно направлять все предложения, дополнения и замечания по содержанию "Нового Большого русско-английского словаря" Д.И. Ермоловича и Т.М. Красавиной
Дискуссии и полемика [88]
В этой рубрике можно высказать своё мнение по дискуссионным вопросам

Вопросы-ответы, дискуссии

Главная » Вопросы-ответы, дискуссии » Вопросы и ответы

вопрос о преподавании английского
07.11.2018, 16:58
Андрей:
Здравствуйте, Дмитрий Иванович!
Я понимаю, что это не Ваша специализация, но, может быть, подскажете, как с Вашей точки зрения лучше преподавать английский язык? Спрашиваю, потому что в последнее время очень часто слышу нелестные отзывы от учащихся об учителях.
Много плохих отзывов, например: "Учитель скучно ведёт урок", "Учебник очень плохой, тексты нудные и неинтересные". Последнее время всё больше и больше обвиняют учителей, я вижу эту тенденцию. Я могу сказать, что те, кто закончил школу, говорят с трудом или не могут совсем говорить. Но это вина учителей или учащихся? Также существует мнение, что по российским учебникам обучать не стоит и, более того, есть мнение, что обучать школьников по каким-либо учебникам не стоит, так как они не отражают того, как на языке действительно в той или иной ситуации говорят носители. Должен ли учитель лезть из кожи вон, чтобы заинтересовывать учащихся? Последнее время, много слышу мнений родителей в стиле: "Этот учитель плохой, он не может увлечь и заинтересовать предметом". Я сумбурно немного пишу, но учитель, в первую очередь, всё-таки не шут, чтобы развлекать на уроках. Многие не хотят учиться, это, действительно так. На мой взгляд, учитель лишь должен стараться сделать урок интересным. Интересно Ваше мнение о методике, об учебниках и о том как должен быть построен процесс обучения, чтобы добиться хорошего уровня владения языком у учащихся.

Д.И. ЕРМОЛОВИЧ:

Трудный вопрос Вы задали! Но кто среди нас — тех, кто имеет дело с английским языком, — над ним не думал? Действительно, из выпускников обычных (неспециальных) школ даже на базовом уровне иностранным языком владеют единицы. Я вижу тут две причины: (а) в школьном расписании отводится слишком мало времени на иностранный язык, да и изучать его начинают в нашей школе поздновато; (б) учащиеся не видят практической пользы для себя во владении языками: за границу ездят немногие, а если и ездят, скажем, в Турцию и Таиланд, то не без оснований рассчитывают, что в этих странах работники отелей и торговки будут говорить с ними по-русски.

Начнём с времени, отведённого на изучения языка. Не знаю, честно говоря, какова нынешняя ситуация, но когда я учился, у нас было всего 2 урока (по 45 мин.) иностранного языка в неделю. Для языка это просто смешно, можно даже и не пытаться кого-либо чему-либо за такой объём времени научить. (О себе не говорю; хоть я и учился в школе без углублённого изучения языка, меня приобщала к английскому старшая сестра, да и с репетитором я какое-то время занимался.) Если ставить такую цель, то нужны дополнительные (факультативные) занятия. На них, мне кажется, придут те, кто всё-таки питает какой-то интерес к данному предмету и имеет способности к языкам.

И вот тут мы как раз переходим к вопросу об интересе ученика. Учитель, мне кажется, может повысить его, если сумеет на ярких примерах показать ученикам, насколько успешнее они смогут стать в жизни, овладев иностранным языком. Со знанием английского проще освоить информационные технологии, основы бизнеса, легче будет получить хорошо оплачиваемую должность и т.д. Вот пусть те, кто это поймёт и для кого это послужит стимулом, приходят на факультатив. А остальные пусть тупо зубрят положенные по программе "топики". «Осчастливить» тех, кто этого не хочет, невозможно.

Ну, и наконец о том, как сделать занятия интереснее. Конечно, шутом учителю быть не нужно. Но нужно учитывать особенности внимания молодого человека: оно привыкло к яркой визуальной информации, к экрану смартфона и ноутбука, а также к периодической смене каналов восприятия, видов активности и ролей. Если ученики будут сидеть и весь урок смотреть в бумажный учебник, то мало что усвоят. Поэтому учебный материал следует делать максимально мультимедийным, в чём помогут презентации в «Пауэрпойнте», анимации, фрагменты фильмов и т.д. Также нужно побуждать их к активной, творческой работе на уроке. Пусть озвучивают английские и американские фильмы по ролям (сначала посмотрят фрагмент несколько раз, вместе с Вами разберут и переведут, а затем озвучат по-английски при выключенной оригинальной дорожке), разыгрывают сценки, сами готовят какие-то проекты. Да я бы даже перед англоязычным караоке не остановился!

Конечно, тут придётся потратить лишнее время на подготовку уроков. Но и самому учителю так будет интереснее учить. А что касается учебников, то, видимо, придётся сочетать отечественные пособия (они, как-никак, учитывают российский менталитет) и зарубежные (где язык более идиоматичен). Какие конкретно, я порекомендовать не могу, потому что никогда не преподавал в школе, а только в лингвистическом вузе, где специально подстёгивать интерес студентов к профессии, по большому счёту, было не нужно.

Успехов Вам!

Добавил: Dronny | E
Просмотров: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
1 Dronny   (07.11.2018 21:07)
Спасибо большое!
С уважением, 
Андрей.

2 ilia   (07.11.2018 22:51)
Уважаемый, Андрей!

Я на этом сайте неоднократно высказывался на смежные темы. Если Вам будет интересно, посмотрите в «Вопросах и ответах» и «Дискуссии и полемике» за последние пару лет.

Но хочу кратко ответить и на Ваши вопросы. Сначала, правда, я обязан сделать оговорку: я никогда не преподавал в школе. Но все-таки считаю, что имею представление о том, что там происходит. (Например, по отзывам знакомых, у которых дети там учатся.)

А в школе происходит то же самое, что и во всей стране. Вся страна отдаляется от западного (англоязычного) мира семимильными шагами. Все меньше англичан и американцев хотят приезжать к нам в страну работать, а у себя принимать нас. Пока не поменяется политический курс, не думаю, что английский язык у нас станут лучше знать и, соответственно, лучше преподавать. Скорее всего, будет только хуже. Книжные магазины могут, например, перестать ввозить в страну английские и американские учебники. Еще десять лет назад такое и представить было невозможно, а теперь легко.

Что делать конкретному учителю в нынешних условиях? Если Вы спрашиваете совета для себя, то в первую очередь я могу только присоединиться ко всему, что сказал Дмитрий Иванович – скрупулезная подготовка к занятиям, использование сочетания русских и зарубежных учебников, обязательное аудио и видео, творческие задания и прочее. Весь класс язык нормально не выучит, но те, кто будут стараться, будут знать хорошо. Нужно умерить свои ожидания: качественное знание английского по окончании школы в нашей стране (см. выше) могут иметь только очень целеустремлённые дети, одного учителя тут недостаточно.

Однако, Вы, судя по вопросу, хотите узнать, как ублажить не только детей, но и их родителей. Мне представляется, что тут есть два варианта:

1) Быть молодым, красивым, современным, энергичным, улыбчивым преподавателем с прекрасным произношением, умеющим сделать интересный урок из ничего. Бывают ли такие? Ну вот, к примеру, видео очень популярных сейчас российских ютуберов — учителей английского языка (к слову, живущих в США). Судя по количеству просмотров, народу очень нравится. Можно попробовать быть такими, как они. https://www.youtube.com/watch?v=0rPdFMsJlSE

2) Если человеку вышеназванный стиль преподавания не лежит к душе, то нужно просто обладать глубочайшими знаниями в грамматике и лексике современного английского языка. Читать грамматики как книги, зубрить бытовые слова, уметь понимать различные акценты и быть готовым ответить на любой вопрос ученика или родителя. Всего-то. smile В этом случае, мне кажется, учитель может быть хоть невыносимой занудой, но быть успешен.

Но все это только мое мнение, конечно. Спасибо Вам, что поднимаете эту тему.

3 Dronny   (08.11.2018 08:36)
Спасибо!

Посмотрел Ваше видео, в нём утверждается, что можно 12 времён освоить за 2 недели. Не знаю, может быть. Кстати, на мой взгляд все эти уровни: А1, А2, В1, В2, С1, С2 придуманы с целью растягивания процесса обучения на курсах, которые успешно разработали бизнесмены из Англии.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]