Сюда можно направлять все предложения, дополнения и замечания по содержанию "Нового Большого русско-английского словаря" Д.И. Ермоловича и Т.М. Красавиной
Как пополнять словарный запас устойчивыми сочетаниями?
15.03.2012, 20:06
Вадим:
Дмитрий Иванович, добрый день,
У меня к Вам такой вопрос, продолжая тему устойчивых словосочетаний.
В небольшом двустороннем словаре Г.В.Чернова на словосочетание "беглый взгляд" приводятся варианты "fleeting, cursory glance", в книге Л.Виссон "Синхронный перевод..." для этого выражения предлагается "a passing glance". В других источниках можно, наверное, найти и другие варианты.
На мой взгляд, в русском языке это словосочетание достаточно устойчивое, а вот в английском вариантов несколько. Получается, в английском здесь несколько вариантов или просто наличие ряда синонимов для определяемого слова, что допускает сочетаемость слов. Может, можно привести и более удачные примеры.
Вопрос в следующем, как может неноситель языка определить, что словосочетание в английском также устойчивое, является штампом или клише, то есть устоялось именно с таким набором слов, а не с каким-либо другим. Или переводчику важно иметь наготове одно-два таких соответствий, понимать другие, и в общем здесь проблемы тогда вроде бы и нет.
Суть вопроса в том, как поплнять словарный запас устойчивыми сочетаниями. Можно, конечно, ориентироваться на повторяемость и частотность выражения. Можно эту устойчивую сочетаемость установить и с помощью корпусов текстов, т.е. как часто, в каких контекстах используется то или иное выражение, но такую проверку проведешь не всегда, да и выражение в общем то пустяковое.
Например, там же у Виссон, "a vacant stare" это "бессмысленный взгляд". У Чернова тоже "vacant look", это словосочетание есть и в оксфордском словаре. Но если попросить студентов перевести на английский выражение "бессмысленный взгляд", думаю, что в подавляющем большинстве перевод будет через "thoughtless".
Вопрос именно в методическом подходе в вопросе изучения устойчивых словосочетаний.
Тема на мой взгляд любопытная и недооцененная. Если мы имеем дело с устойчивыми выражениями, их же можно тогда установить списком. Это может быть затруднено, скажем, вариативностью в переводе, как в первом приведенном примере, да и во втором тоже, но можно привести другие примеры, где вариативности при выборе перевода меньше. В.Н.Крупнов интересно писал на эту тему, в его книге такой пример: "проторенная дорожка", думаю, здесь уже будет не так уж много вариантов в английском, зато как такой набор словосочетаний может помочь переводчику.
И соответствующих пособий, справочников, словарей именно на эту тему что-то не видно, хотя Вы рекомендовали ряд книг, я также пытался найти какие-то книги на эту тему.
Могли бы Вы поделиться рецептами в этом вопросе из своей практики или преподавательской работы?
Д.И. ЕРМОЛОВИЧ:
Вадим, если я правильно Вас понял, Ваш вопрос состоит из двух частей: как понять, что для перевода того или иного выражения лучше использовать некое устойчивое сочетание? И как овладеть достаточным набором таких сочетаний?
Отвечая на первую часть вопроса, я бы просто посоветовал почаще заглядывать в словарь. Вот Вы говорите, что «если попросить студентов перевести на английский выражение бессмысленный взгляд, ... в подавляющем большинстве перевод будет через thoughtless». Я не уверен, что именно через thoughtless ("бездумный"), скорее через senseless. Но дело не в этом: главное, студент не отдаёт себе отчёта в том, что свободному словосочетанию в его родном языке соответствует идиоматическое в языке перевода. Так ведь серьёзные двуязычные словари призваны восполнить именно этот пробел: показать, в каких случаях желательно воспользоваться устойчивым оборотом в языке перевода. Например, в моём «Новом Большом русско-английском словаре» Вы найдёте под вокабулой бессмысленный правильный вариант: ~ взгляд vacant/vacuous stare.
Теперь перехожу ко второй части вопроса. Словарь, конечно, не может охватить все возможные случаи. Вы правы, когда есть возможность, нужно проверять себя по толковым иноязычным словарям и корпусам. Собственное понимание того, насколько типичным (узуальным) или искусственным получается перевод, приходит к студентам, конечно, далеко не сразу. Фактически это то, что называется чувством языка, или языковым чутьём. Его можно развить, только много читая, слушая и общаясь на языке. Как минимум, советую ежедневно смотреть фильм или эпизод сериала без перевода, можно с субтитрами (но тоже не русскими, а на языке оригинала). Если сериал, то лучше всего основанный на бытовых ситуациях в жизни современных людей, где много диалогов.
Из своего опыта: я считаю, что научился более или менее прилично переводить на английский язык благодаря тому, что в начале карьеры мне пришлось много переводить с английского.
Переводя, я сравнивал получившийся перевод с исходным текстом и спрашивал себя: а выразился бы я именно так по-английски, если бы переводил с русского? Взять, скажем, фразу:
It was hard to clarify the murky allegations by the press concerning the involvement of foreign powers in the plot. — Было трудно разобраться в туманных утверждениях газет о том, что в заговоре замешаны иностранные державы.
Переведя эту фразу на русский, можно просто двигаться дальше, а можно задержаться на несколько секунд и спросить себя: если бы я переводил с русского, я бы додумался перевести туманные утверждения как murky allegations? Если да, всё в порядке, а если нет, то не стоит ли занести это себе в блокнотик или файл? Я в своё время делал из таких заметок картотеку, а из неё впоследствии вырос уже упомянутый выше словарь. Но дело даже не в словаре, а в том, что эти маленькие умственные усилия оказались для меня лучшим способом выработки переводческих навыков на иностранный язык.
Даже сегодня, когда я смотрю фильм и слышу там интересную фразу или оборот, которую смогу использовать в словаре или учебнике, я останавливаю просмотр и делаю запись в блокнот, всегда лежащий рядом. Это уже вошло в привычку.
Может быть, мой метод освоения идиоматики подойдёт не всем. Но Вы просили поделиться своим опытом.
Еще хочу поблагодарить за интересную брошюру о Мюллере и Боянусе. Во время учебы в инъязе пользовался репринтным изданием, уже не помню где купленным, Мюллера и Боянуса (изд."Роккард" Киев 1994 г.), скорее всего образца 1928 г., поскольку в словаре не указано, какое издание взято за основу, в интернете тоже не нашел. Причем приобретал словарь, честно говоря, не отдавая себе отчета, чей это словарь, привлек внимание лексикой. Словарь - долгожитель. Успехов Вам в деле написания нового русско-английского словаря.
Дмитрий Иванович, не создавая новую тему, спрошу здесь:
А какие словари английской сочетаемости являются Вашими любимыми? Т.е. зачитанные до дыр, которыми Вы в работе много пользуетесь / пользовались. В книге "Словесная механика", если я правильно помню, Вы упоминали The BBI Combinatory Dictionary of English. Кроме него есть ли что-то достойное?
Д.И. ЕРМОЛОВИЧ Сейчас для уточнения сочетаемости я чаще пользуюсь корпусами (COCA, BNC). Если, например, ищу наиболее подходящий эпитет к какому-то существительному, задаю просто поиск с леммой, в котором вторым членом словосочетания прописываю любое прилагательное, и получаю весь спектр вариантов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]